ТМЗ (Тутаевский моторный завод)

1968 году вышло Постановление Правительства о строительстве цеха поршней и гильз в Тутаеве для Ярославского моторного завода. В марте 1969 года это строительство началось. Было пересмотрено проектное задание: цех преобразовывался в завод с закреплением за ним производства агрегатов для двигателей Ярославского моторного завода и производства отливок из серого чугуна. По проекту 1969 года предусматривалось строительство корпуса запасных частей общей площадью 69 тысяч кв. метров.

В 1970 году строительство этого корпуса было начато одновременно со строительством очистных сооружений и системой водоснабжения.

В 1972 году были созданы первые мощности КЗЧ (1 очередь), очистные сооружения, котельная. И уже в январе следующего года были изготовлены первые детали поршневой группы для семейства ярославских двигателей более чем на 10 млн. рублей. К этому времени на ТМЗ введены в эксплуатацию вторая очередь очистных сооружений и 58 километров линий электропередач. Рос коллектив моторостроителей, набирала темпы стройка. 

1973 год ознаменовался для ТМЗ тем, что продолжали наращиваться производственные мощности первой очереди корпуса запасных частей. Они выросли настолько, что за один месяц выпускалось 1800 комплектов поршней и гильз. 

В декабре 1974 года произошло событие, к которому готовился и которого так ждал весь завод - пуск первой очереди чугунолитейного цеха, оборудованного по последнему слову техники. Монтировать новейшее оборудование съезжались специалисты со всей нашей страны и из-за рубежа. В то время японские, шведские инженеры трудились рядом с русскими рабочими, стремясь к единому результату – быстрейшему вводу уникального оборудования в строй. 

11 июня 1975 года было объявлено строительство ТМЗ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. По путевкам комсомола направлялись сюда сотни юношей и девушек, для которых ТМЗ стал серьезным испытанием характера, стартовой площадкой в большую жизнь.

В условиях продолжавшегося строительства ТМЗ коллектив тутаевских моторостроителей за 1973-75 годы дал народному хозяйству продукции больше чем на 60 миллионов рублей. 

Была введена в действие компрессорная станция, вторая очередь КЗЧ и вторая очередь чугунолитейного цеха, закончено строительство водозабора с внешними сетями. Народному хозяйству были необходимы мощные двигатели. 

В 1976 году вышло постановление Совета Министров СССР, в котором предусматривалось создание на ТМЗ новых двигателей семейства ЯМЗ-840, обеспечивающих качественный скачок технико-экономических показателей автомобилей МА3, КрАЗ, карьерных самосвалов БелАЗ. В стране рос выпуск тракторов К-700 и К-701, завоевавших высокий авторитет у тружеников сельского хозяйства замечательными эксплуатационными качествами и выносливостью.

В феврале 1977 года ТМЗ стал самостоятельным предприятием с отдельным балансом. В том же году завершилось строительство ЧЛК. 

В 1978 году Правительством был утвержден проект расширения ТМЗ, по которому предусматривалось строительство механосборочного корпуса площадью 114 тысяч квадратных метров, станции испытания двигателей, корпуса вспомогательных служб, развитие агрегатного корпуса до 101 тысячи кв. м, создание собственного производства горячих штампов мощностью 50 тысяч тонн в год, развитие транспортно-складского и энергетического хозяйств.

1983 год стал новой вехой в развитии завода. За ТМЗ стало закреплено производство двигателей ЯМЗ-8423 для тракторов К-701-М. Началось ускоренное создание мощностей по выпуску нового семейства двигателей ЯМЗ-Э842. Одновременно на ТМЗ велось строительство первой очереди кузнечно-прессового корпуса и первой очереди МСК.

Открытое акционерное общество "Тутаевский моторный завод" (ТМЗ) - одно из крупнейших предприятий в СНГ по производству V-образных 8-ми цилиндровых дизельных двигателей и запасных частей к ним.

 Это двигатели и силовые агрегаты мощностью от 270 до 480 л.с. предназначены для:

  • магистральных автопоездов, 
  • большегрузных автомобилей-самосвалов,
  • городских автобусов большой и особо большой вместимости, 
  • сельскохозяйственных и промышленных тракторов,
  • внедорожной специализированной техники,
  • дизельгенераторных установок,
  • дорожно-строительной и другой техники,
  • коробки перемены передач.

ТМЗ выпускает запасные части к дизельным двигателям семейства ЯМЗ.

Вернуться к списку производителей >>>