Ярославский моторный завод (ЯМЗ)

Завод основан в 1916г. русским инженером промышленником В.А.Лебедевым для производства легковых и санитарных автомобилей. С  1958 по 1971гг. – предприятие называется Ярославский моторный завод (ЯМЗ), а в 1971-1993гг. – оно стало головным предприятием ПО “Автодизель”.

С 1993г. - Открытое акционерное общество “Автодизель” (Ярославский моторный завод).

С 1958г. ЯМЗ специализируется на разработке и производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения, коробок перемены передач, сцеплений, дизельных электроагрегатов. В 1960-е годы создано и освоено в производство семейство 4-тактных дизель-моторов мощностью от 180 до 500 л.с. Базовые 6-, 8-, 12-цилиндровые модели семейства ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, пройдя несколько этапов коренной модернизации, остаются основной продукцией завода.

В 1960-70 годы на отечественные и зарубежные автомагистрали вышли новые семейства автомобилей МАЗ с дизель-моторами ЯМЗ, ставшие основой большегрузного транспортного парка страны.

В 1970-е годы “Автодизель” становится ведущим предприятием отечественного дизелестроения. Здесь разработаны силовые агрегаты для Камского, Кутаисского автозаводов - ЯМЗ (КамАЗ)-740, ЯМЗ (КАЗ)-642. В 1980-е годы специалистами завода создано перспективное семейство 840-х двигателей, 8-цилиндровые модели которого ЯМЗ-8424, ЯМЗ-8423 переданы на производство Тутаевскому моторному заводу.

С 1993 года завод осуществляет свою деятельность как Открытое акционерное общество «Автодизель» (Ярославский моторный завод). В 1991—1998 годах созданы двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетно-космического комплекса «Тополь М». 

В 1994—2005 годах создано производство силовых стационарных установок и электрогенераторов.

В 1995—2003 годах освоено производство двигателей экологических классов: 1995 — ЯМЗ-236НЕ/БЕ и ЯМЗ-238БЕ/ДЕ), 1997 — Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), 2003 — Евро-3 (ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658). Серийный выпуск этих двигателей начался в 2007—2008 годах. 

В 1995—2002 и 2005—2008 годах разработаны рядные дизель-моторы семейства ЯМЗ-530 (Евро-4).

В 2003 году вручена Премия Правительства за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии.

В 2001 году ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) вошло в состав ООО «РусПромАвто», преобразованное впоследствии в «Группу ГАЗ».

Дизели марки “ЯМЗ” применяются на автомобилях, карьерных самосвалах, автобусах, тракторах промышленного и с/х назначения, колесных и гусеничных машинах специального назначения, экскаваторах, кранах, комбайнах, автогрейдерах, погрузчиках, дорожно-строительных машинах, тепловозах, дизель-генераторах, на буровых, судовых установках и пр.

Ярославский моторный завод является предприятием полного цикла. На ЯМЗ работают литейное, кузнечное прессовое, термическое, сварочное, гальваническое, окрасочное, метизное, механосборочное, сборочно-испытательное, инструментальное, ремонтное производства, энергохозяйство, транспортно-складские службы, сеть пунктов сервисного обслуживания, цех малого станкостроения и нестандартного оборудования.

Двигатели ЯМЗ устанавливаются более, чем на 300 моделей транспортных средств, производимых в Белоруссии, России и Украине.

 Потребителями продукции “Автодизель” являются: МАЗ, УралАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, КрАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛиАЗ, КЗКТ, ИЗТМ, ЧЗПТ, “Кировский завод”, Ростсельмаш, Красноярский комбайновый, Воронежский, Ковровский экскаваторные, Муромский, Людиновский тепловозостроительные, Ивановский крановый заводы, Челябинский завод дорожных машин и др. Главным потребителем продукции ОАО "Автодизель" является Минский автомобильный завод - давний надежный партнер предприятия.

 Двигатели ЯМЗ имеют международные сертификаты соответствия действующим европейским экологическим нормативам.

Продукция ОАО «Автодизель»

Сегодня предприятие выпускает два семейства 6-, 8-, 12-цилиндровых дизелей, включающих более 45 моделей и 100 комплектаций.

ОАО "Автодизель" разработало долгосрочную программу технического перевооружения и организации выпуска модернизированных и новых высокоэффективных силовых агрегатов многоцелевого назначения с повышенными потребительскими качествами (по технико-экономическим и экологическим показателям). Данная программа предусматривает выполнение резко ужесточающихся (через 3 года) международных нормативных ограничений ЕЭК ООН по вредным выбросам с отработавшими газами, снижение виброактивности и шумности, расхода топлива и масла, а также повышение уровня форсирования двигателей с расширением диапазона мощности.

В настоящее время освоено производство модернизированных 6-ти и 8-ми цилиндровых наддувных двигателей ЯМЗ, сертифицированных по нормативам ЕиКО-1: ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с; ЯМЗ-236БЕ - 250 л.с.; ЯМЗ-238БЕ - 300 л.с.; ЯМЗ-238ДЕ - 330 л.с. Двигатели имеют жидкостно-масляный теплообменник; односекционный масляный насос, что позволяет установить на автомобилях охладители наддувочного воздуха. На некоторых модификациях 6-цилиндровых двигателей (в основном для автомобилей ЗИЛ) предусмотрена установка V-образных ТНВД производства ЯЗДА. Для снижения уровня шума установлена муфта включения вентилятора.

Перспективы развития предприятия

ОАО «Автодизель» продолжает реализовывать проект по организации производства нового семейства рядных дизельных двигателей ЯМЗ-530. Двигатели разработаны Инженерно-конструкторским центром ОАО «Автодизель» при поддержке фирмы AVL List GmbH (Австрия) с учетом многолетнего успешного опыта применения двигателей ЯМЗ на различной технике в сложных условиях эксплуатации.

 Являясь российской интеллектуальной собственностью, проект позволяет без ограничений применять двигатели семейства ЯМЗ-530 для самой разнообразной техники, в том числе, и в интересах военно-промышленного комплекса РФ.

12 декабря 2007 года в Ярославле состоялась церемония закладки «Группой ГАЗ» первого камня в основание нового завода по производству рядных дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530. Завод строится при поддержке ведущих мировых инжиниринговых фирм и поставщиков оборудования. Новое предприятие будет соответствовать мировому технологическому уровню и станет первым двигательным заводом, построенным в России за последние 35 лет. Проект полностью соответствует политике государства в сфере экологической безопасности транспортных средств и признан Правительством РФ стратегическим для развития машиностроения в России.

Двигатели семейства ЯМЗ-530 обладают высокими конкурентными технико-экономическими показателями:

- низкий удельный расход топлива и большие межсервисные интервалы обслуживания, позволяющие снизить эксплуатационные расходы по двигателю; 

- низкий уровень шума и вибраций, позволяющий повысить комфорт для водителя; 

- самодиагностика топливной системы и степени загрязненности топливных фильтров,  предохраняющих дорогостоящие компоненты двигателя от последствий применения некачественного топлива; 

- патентная чистота конструкции и отсутствие лицензионных ограничений, что позволяет реализовывать продукцию на глобальном рынке;

- низкая в сравнении с основными конкурентами цена 

В 2009 году ОАО «Автодизель» сертифицировал двигатели ЯМЗ-530 на соответствие нормативам Евро-3 и Евро-4. Ведутся работы по обеспечению нормативов Stage IIIA; Stage IIIB.

Вернуться к списку производителей >>>